Разделы сайта
Деловые совещания (заседания) — это важнейшая форма совместного обсуждения тех или иных производственных, коммерческих, управленческих и иных вопросов на предприятиях и в организациях; способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма важную роль в процессе управленческой деятельности, отличаются значительным разнообразием по целям и формам.
в ходе обсуждения предлагаются и рассматриваются разнообразные подходы к решению проблемы;
проявляется и усиливается ответственность и взаимопонимание между участниками совещания;
участникам совещания, как правило, предоставляется возможность свободного обмена мнениями по проблеме;
в процессе выработки решения используется значительный объем информации и знаний участников совещания;
имеется возможность принятия обоснованных, конкретных решений.
Недостатки деловых совещаний:
При этом многие совещания имеют весьма низкую эффективность. Причины низкой эффективности совещаний состоят в том, что совещания подчас бывают неудовлетворительно подготовлены и организованы, неумело проведены и неудовлетворительно подытожены. В большинстве случаев заседания длятся слишком долго и т. д. Более того, некоторые совещания являются совершенно ненужными. |
1. Определение целей и задач совещания. Следует учесть, что непосредственный сбор людей имеет смысл, когда есть необходимость:
При этом необходимо подумать, какими могут быть альтернативы проведению совещания:
2. Назначение ответственных за подготовку совещания и распределение между ними обязанностей.
3. Составление (иногда) сметы расходов на подготовку и проведение совещания.
4. Определение даты и времени проведения совещания (с учетом доступности для участников и возможности подготовиться). Следует проверить, чтобы это время было по возможности минимальным, не совпадало с временем проведения других мероприятий.
5. Выбор подходящего помещения, бронирование его.
6. Подготовка и утверждение конкретной повестки совещания, с указанием времени, необходимого для рассмотрения каждого вопроса. При этом для каждого вопроса следует отводить время в соответствии с его значимостью. Вопросы располагать в порядке их важности и сложности.
7. Составление списка участников совещания. При этом следует сузить, насколько возможно, круг участников, пригласив лишь тех, без кого нельзя обойтись, а именно:
8. Определение докладчиков, а при необходимости и выступающих. Подготовка докладов и выступлений.
9. Подготовка и рассылка приглашений и материалов участникам совещания в сроки, достаточные для их подготовки к совещанию. При этом следует проинформировать как можно конкретнее участников о повестке и целях заседания (по возможности с указанием времени в часах и минутах, если отдельным участникам следует появиться к обсуждению определенных пунктов).
10. Подготовка проекта решения совещания (заседания), также направление его участникам.
11. Подготовка помещения для проведения совещания.
12. Подготовка необходимых средств наглядной информации, технических и вспомогательных средств.
13. Подготовка объявлений и указателей.
14. Подготовка для участников совещания рабочих (раздаточных) материалов, блокнотов, ручек и т. д.
15. Бронирование мест в гостиницах для проживания иногородних участников.
16. Заказ транспорта для обслуживания участников совещания.
17. Заказ на обслуживание в предприятии общественного питания.
18. Подготовка регистрации участников и отметки командировочных удостоверений.
19. Подготовка культурной программы для участников совещания.
Необходимо заметить, что некоторые авторы и специалисты подразделяют всю работу по подготовке совещания и соответствующие мероприятия на три части:
Кроме того, следует подумать, какие из перечисленных частных дел (действий) по подготовке совещания могут оказаться по каким-либо причинам под угрозой невыполнения. В связи с этим наметить: какие действия и когда следует предпринять на случаи наступления указанных нежелательных событий, чтобы свести на нет или до минимума их отрицательные последствия.
1. Проанализировать ход и результаты состоявшегося совещания. Для этого можно провести также опрос участников, выясняя:
2. По результатам анализа наметить: что может быть сделано лучше при подготовке и проведении следующего совещания.
3. Составить и выслать участникам четкий итоговый протокол — не более чем через 48 ч после завершения заседания (если не был роздан участникам заседания при его окончании краткий протокол);
4. Контролировать выполнение принятых решений, добиться полного и своевременного выполнения содержащихся в них планов и заданий;
5. Информировать участников очередного заседания о выполнении решений предыдущего заседания.
Неофициальные (неформальные) совещания, являющиеся подчас и по существу деловыми встречами, весьма разнообразны по форме и распространены в управленческой практике. В отношении них рекомендуется:
Практикуемые неформальные совещания (встречи), как и формальные, имеют серьезные недостатки.
В целях рационализации неформальной совещательной деятельности рекомендуется:
практиковать «управление путем обхода», т. е. приход к своим сотрудникам, в этом случае:
- они не прерывают вашу работу;
- вы видите их своими глазами;
- вы поддерживаете с ними контакт.
приходить в офис тех, с кем вы встречаетесь, а не принимать их у себя, тогда вы сами сможете решать, когда уходить;
приходить к начальнику для обсуждения вставшей перед вами проблемы, предлагать при этом ваш вариант ее решения, рассказав об альтернативах, которые вы отвергли, и по каким причинам, если он вас об этом спросит.
Необходимо учитывать, что при проведении совещаний нередко приходится иметь дело с одними и теми же, весьма характерными, типами участников обсуждения. Данные участники зачастую вносят дезорганизацию и неконструктивный подход к рассмотрению вопросов. В таблице перечислены основные, наиболее характерные и часто встречающиеся типы участников обсуждения и рекомендуемые методы их обхождения или нейтрализации.
Типы участников обсуждения |
Методы обхождения или нейтрализации участников обсуждения |
Спорщик |
Сохранять невозмутимость и деловитость. Предоставить группе отвергать его утверждения. |
Позитивист |
Предложить ему подведение итогов, втянуть в дискуссию. |
Всезнайка |
Призвать группу занять определенную позицию по отношению к его утверждениям. |
Словоохотливый |
Тактично прерывать. Напоминать о регламенте. |
Застенчивый |
Ставить несложные вопросы, укрепить его уверенность в силах. |
Негативист |
Признать, оценить его знания и опыт. |
Не проявляющий интереса |
Спросить его о работе. Привести примеры из его сферы интересов. |
Крупная шишка |
Избегать прямой критики, применять технику «Да, но...» |
Расспрашивающий |
Адресовать его вопросы группе. |
Важнейшим направлением повышения эффективности деловых совещаний является снижение затрат на их подготовку и проведение. С этой целью рекомендуется:
сокращать продолжительность заседаний, частоту их проведения, а лучше — и то, и другое;
уменьшать количество участников заседаний;
упрощать процедуру подготовки и проведения совещаний;
возможно, организовывать короткие неформальные встречи для решения конкретных вопросов;
использовать Интернет, Интернет и селекторную связь. Они могут связать по телефону несколько человек — это дешевле, чем собирать их и прекращать работу на некоторое время.