Виды внутрифирменного планирования

Вид планирования определяется следующими признаками:

степенью неопределенности планирования;

временной ориентации идей планирования;

горизонтом планирования;

целевое предназначение.

При полной предсказуемости внешней и внутренней среды вид планирования относится к детерминированному. Планирование в условиях полной неопределенности результатов относят к вероятностному (стохастическому) типу.

Временная ориентация идей планирования определяет четыре вида планирования:

реактивное;

инактивное;

преактивное;

интерактивное.

Реактивное планирование – планирование, нацеленное на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде.

Инактивное планирование —  полное удовлетворение настоящим. Инактивисты стремятся в максимальной степени сохранить существующий метод принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям.

Преактивное (предупреждающее) планирование – это полный противовес инактивному планированию. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование.

Интерактивное планирование в зарубежной практике принято называть идеальным. Оно предполагает создать такой прообраз будущего, параметры которого идеальны для производителя.