Умело построенная речь заставляет
думать, вызывает нужные реакции и эмоции слушателей. Помогает этому часто не
форма, а содержание речи: применение в ней сравнений, шуток, цитат, метафор.
Вместе с тем основной недостаток
многих выступлений — многословие. Лишние, ненужные слова засоряют речь, мешают
ее живости. Это можно отнести к использованию штампов, казенных выражений и
слов-паразитов («так сказать», «это», «ну» и т.д.).
Рекомендации по
подготовке и проведению выступлений
До выступления:
- выяснить место и условия
предстоящего выступления (число присутствующих, расположение зала, имеющееся
оборудование и т. п.);
- узнать, сколько времени отводится на
выступление;
- каким образом вас представят
аудитории;
- узнать, кто будет присутствовать, и
получить о них необходимую информацию;
- отрепетировать выступление;
- проверить оборудование и
вспомогательные средства;
- постараться встретиться с
присутствующими до выступления, таким образом вы будете «знать» их.
Во время выступления:
- перед началом выступления убедиться,
что все сидят и готовы вас слушать;
- произнести первую фразу четко и
уверенно, чтобы привлечь внимание;
- обеспечить яркое, интересное начало
выступления. К примеру, привести весьма интересный факт по обсуждаемой теме;
- далее стараться удерживать внимание
аудитории, поддерживать интерес к выступлению;
- объяснить присутствующим, почему
данная тема важна для них;
- перечислить основные пункты
выступления (и сказать, когда вы хотели бы ответить на вопросы — по ходу или в
конце);
- не напрягаться;
- произносить ключевые слова,
написанные на слайдах;
- не зачитывать выступление;
- демонстрировать свою убежденность и
энтузиазм словами, голосом и жестами;
- четко рассказать о выгодах;
- представить фактические
подтверждения (а не мнения);
- показать финансовую
целесообразность;
- продемонстрировать, что
потенциальные проблемы выявлены и преодолимы;
- развлекать слушателей короткими
историями, иллюстрациями, примерами. Однако анекдоты использовать в крайних
случаях;
- варьировать голос (тон и громкость);
- исключить сквернословие, рискованные
шутки и т. п.;
- избегать излишних передвижений и
экстравагантных жестов;
- не извиняться;
- обеспечить краткость выступления. Ни
в коем случае не нарушать установленный регламент;
- подключать слушателей — разрешать им
задавать вопросы и самому спрашивать их;
- дать аудитории возможность слышать,
видеть и участвовать, для чего использовать визуальные средства, практические
примеры и т. д.;
- прекратить говорить, когда слушатели
все еще желают слушать ваше выступление;
- завершить выступление на позитивной
ноте;
- учитывать, что окончание речи
является весьма важным моментом, который будут помнить дольше, его желательно
учить наизусть;
- в конце речи призвать к действию или
попросить поддержку, одобрение, также можно по возможности сделать слушателям
подходящий комплимент, вызвать смех, использовать цитату;
- обеспечить, чтобы конец и начало
выступления были связаны друг с другом;
- отвечать на вопросы уверенно.
При использовании
оборудования и вспомогательных средств рекомендуется:
- опробовать данную технику заранее и
убедиться в том, что все работает;
- самому в совершенстве владеть этой
техникой или иметь рядом техника, который поможет разрешить проблему с
оборудованием;
- иметь в виду, что все может пойти не
так, как хотелось бы, и вам придется выходить из положения, используя для
иллюстрации выступления другие средства;
- работая с лекционными плакатами,
делать большую часть надписей заранее, писать четко и ровно (для этого на
некоторых плакатах имеется разметка). Стараться приобретать перекидные плакаты,
ими удобно пользоваться;
- избегать оранжевого и красного
цветов в лекционных плакатах или слайдах, так как в этом случае их трудно читать
на расстоянии. Рекомендуется использовать темно-синий, зеленый или черный цвета;
- прокладывать прозрачные пленки для
проектора бумагой, чтобы предотвратить их склеивание или падение;
- не читать со слайдов, так как людям
это не нравится;
- размещать на каждом слайде минимум
информации (20 или менее слов);
- текст на слайдах делать достаточно
крупным, чтобы его хорошо было видно;
- демонстрировать слайды в надлежащем
порядке, пронумеровав их;
- использовать зрительные образы,
например рисунки;
- для привлечения внимания к какому-либо пункту положить ручку на поверхность
проектора, не тыкая ею в экран (при этом использовать ручку с ребристой
поверхностью, которая не скатывается).