Современный подход к организационной культуре

Выделяют 4 базовых блока, комбинация которых определяет уникальные черты организации:

  1. структура;
  2. процедура принятия решений;
  3. мотиваторы;
  4. информация.

В зависимости от сочетания этих характеристик различают 7 типов организационной культуры

  1. 1. Эластичная организация Достаточно гибкая для того, чтобы быстро приспосабливаться к изменениям рынка, но при этом сохраняет жёсткий фокус. Её действия проводятся в соответствии с последовательной бизнес-стратегией. Она привыкла предвосхищать перемены и активно работает с ними. Привлекает мотивированных командных игроков и предлагает им не только стимулирующую среду для работы, но и достаточные полномочия, и ресурсы для решения серьёзных проблем.
  2. 2. «Своевременная»  (Justintime) организация Она не всегда активно готовится к надвигающимся переменам, но демонстрирует  способность развернуться «на пятачке», не теряя при этом из виду общую картину. Она может сохранить хороших сотрудников, её финансовые показатели в порядке, но ей так и не удаётся совершить рывок от хорошего к великому. Эта организация промахивается не сильно, но добивается скорее частичных, чем безусловных успехов. Тем не менее, она вполне может быть интересным и стимулирующим местом работы.
  3. 3. Военная организация  Часто ею руководит небольшая жёсткая управленческая команда. Эта организация добивается успеха за счёт силы воли своих руководителей. Она может разработать и воплотить великолепную стратегию (иногда неоднократно), но управленцы среднего звена надолго в ней не задерживаются. Её основная проблемы – подготовка к росту после того, как нынешние лидеры её покинут, молодые таланты в ней учатся «вприглядку», а менеджеры среднего звена уходят, чтобы попробовать свои силы где-то ещё.
  4. 4. Пассивно-агрессивная организация Настолько приятная, что кажется свободной от конфликтов, тут «все согласны, но ничего не меняется». Достичь согласия для проведения серьёзных перемен – не проблема; провести их трудно. Неявное, но упорное сопротивление «на передовой» может свести на нет все усилия руководителей. Без необходимых полномочий, информации и мотиваторов для совершения значительных перемен линейные работники игнорируют мандаты из штаб-квартиры под девизом «И это пройдёт». Руководство же продолжает жаловаться на бесполезность попыток «расшевелить это болото».
  5. 5. Разрозненная организация Здесь работает множество умных, мотивированных и талантливых людей, но они зачастую тянут компанию в разные стороны. Если же им удаётся выбрать одно направление, они способны на великолепные стратегические прорывы, но у этой организации не хватает дисциплины и координации, чтобы постоянно повторять такие успехи. Эта компания привлекает интеллект и инициативу – умных людей с предпринимательской жилкой – обилием возможностей для разработки идей и их воплощения. В результате, однако, может сложиться организация, которая, кажется, едва сохраняет контроль над собой.
  6. 6. Организация-переросток Она переросла свою организационную модель и трещит по всем швам. Слишком большая и сложная, для того, чтобы её можно было по-прежнему эффективно контролировать небольшой командой руководителей, она всё ещё «демократизировала» процесс принятия решений. В результате значительная часть её потенциала не используется. Власть централизована, организация – медленная, часто она не может во время «повернуть». Такие компании постоянно упускают возможности и не могут эффективно воплотить стратегию.
  7. 7. Заорганизованная организация Отягощённая множеством уровней управления, она страдает от «аналитического паралича». Когда она, наконец, делает шаг, то движется медленно и пассивно, часто используя возможности позднее или менее настойчиво, чем конкуренты. Не видя леса за деревьями, менеджеры заняты проверкой друг друга, а не поиском новых возможностей или угроз. Такие бюрократичные и политизированные организации отпугивают предпринимателей и ориентированных на результат работников.