— Ознакомьтесь с этапами того, как Дядя Джо хочет использовать вас в качестве хомяка в большом колесе бизнеса
- Подготовительный этап (18 – 22 года) связан с получением высшего или среднего профессионального
образования. Карьера начинается с момента зачисления выпускника в штат
организации; в рамках этого этапа закладываются основы будущего специалиста.
- Адаптационный этап (23 – 30 лет) - происходит процесс освоения работником выбранной
профессии, приобретение необходимых навыков, формируется квалификация,
происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению
независимости. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры
руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала бы
необходимые предпосылки. Считается, что идеальной
«стартовой площадкой» карьеры менеджера является трудная, но находящаяся «на
виду» должность низового менеджера руководителя, а не «теплое место» в аппарате.
Эта должность приносит ценный опыт самостоятельной работы, и в то же время не
является ключевой, в результате чего возможные неудачи начинающего руководителя
не наносят организации большого ущерба, а у него не отбивают желание к
продвижению вперед. Здесь быстро выясняется, имеет ли данное лицо способность к
руководящей деятельности и его нужно как можно быстрее продвигать вперед или же
предоставить ему возможность сделать карьеру в качестве специалиста.
- Стабилизационный этап (30 – 40 лет) - происходит окончательное
разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении
руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях
младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные
возможности продвижения по служебной лестнице. Здесь выяснены и укрепляются
профессиональные цели, и на первый план выходит тщательное планирование карьеры;
борьба за повышение; активность, направленная на содействие развитию; любые
образовательные программы, которые кажутся необходимыми для достижения целей. Отсутствие перспектив
продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной
перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни». В
течение этого периода люди часто делают переоценку своего успеха, продвижения,
исходя из первоначальных амбиций и целей. Они могут обнаружить, что не
реализовали свою мечту или, выполнив задуманное, не достигли того, что хотели
полностью.
- Этап
консолидации карьеры (40 – 50 лет) - поиск путей приспособления к
ситуации и решения, как жить дальше. Для лиц, которые хотят и
могут продолжать карьеру руководителя, здесь, в сущности, изменений не
происходит. Они продолжают с интервалом в несколько лет (оптимально не более 6
- 7 лет, ибо затем начинают проявляться консервативные тенденции) продвигаться
по служебной лестнице. При этом те, кто обладает более решительным характером,
продолжают карьеру линейных руководителей, а менее решительные, но более
вдумчивые – в штабах. Некоторым из них приходится осваивать новые виды
деятельности и переходить к «горизонтальной карьере».
- Этап зрелости (50 – 60 лет) - человек обычно уже создал для себя нишу в мире и
профессиональной среде, и все его усилия направлены на сохранение достигнутого.
Кроме того, на этом этапе можно сосредоточиться на передаче своих знаний, опыта,
мастерства молодым.
- Завершающий этап
карьеры (после 60 лет) - подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо
индивидуален. Для одних категорий лиц его желательно осуществить как можно
раньше с момента наступления у них соответствующего юридического права; для
других, полных физических и духовных сил – как можно позже. Так, например, в
Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют
возраст, приближающийся к 80 годам.
Внутренняя оценка
успешной и неуспешной карьеры происходит путем сопоставления реального положения
вещей с личными целями и притязаниями человека, а внешняя основывается на мнении
окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности. Эти оценки могут и не
соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития
внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями.
Чтобы успешно управлять карьерой, необходимо определиться с карьерными ключевыми
моментами («карьерными якорями») – интересами или ценностями, от которых человек
ни за что не откажется, если придется делать выбор. Именно исходя из «карьерного
якоря», люди предпринимают активные усилия для того, чтобы достичь конкретных
целей.