Внебюджетный фонд

Внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Внебюджетные фонды представляют собой средства Федерального Правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет.

Специфическим звеном финансовой системы выступает государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов.

— Привет, студент 😉

— Курсач/диплом/реферат быстро. Жми сюда

Как самостоятельный элемент финансовой системы часто выделяют страхование. Страхование — экономические отношения по созданию и использованию денежных фондов для возмещения ущерба (вреда) при наступлении различных неблагоприятных событий в жизни и деятельности субъектов экономики.

Раньше отечественная финансовая наука не признавала существования финансов домашних хозяйств. На Западе финансы домашних хозяйств давно рассматриваются как составная часть финансовой системы. В нашей экономической литературе только в последние годы появились публикации по вопросам финансов домашних хозяйств, и экономисты стали рассматривать эти финансы как часть общей финансовой системы.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
  • являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей.

За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета — неработающих.

Внебюджетные фонды не подлежат непосредственно контролю со стороны законодательных органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования.

В зависимости от целевого назначения они делятся на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культурно-просветительные и др.

В соответствии с уровнем управления — на государственные и региональные.

В зависимости от периода функционирования — бессрочного, краткосрочного и долгосрочного действия.

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью системы обязательного социального страхования, существование которой обусловлено такими недостатками рыночной экономики, как:

  • стимулирование чрезмерности в личном потреблении;
  • отсутствие механизмов защиты окружающей среды и сохранения невоспроизводимых ресурсов;
  • неспособность формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные сдвиги в экономике, обеспечить равновесие национальной экономики;
  • отсутствие мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров, а также стимулов для производства товаров массового пользования — обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.;
  • значительными затратами на рекламу, ведущими к удорожанию продукции;
  • отсутствие права на труд, неспособность предотвращать массовую безработицу, поляризация общества.

А также рынок не обеспечивает социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, низкооплачиваемых слоев населения, не удовлетворяет их нужд в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.д.; порождает монополизм, инфляцию, кризис перепроизводства.

Поэтому государство берет на себя выполнение таких функций, как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.