При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:
- мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;
- использование их на различные государственные потребности.
Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй — государственных pacxодов.
— Привет, студент 😉
— Курсач/диплом/реферат быстро. Жми сюда
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично — национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним — национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных формах), займы и эмиссии.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Предпочтительными являются налоговые методы формирования государственных доходов. В случае их недостаточности государства прибегают к заимствованиям на финансовом рынке. Если же налоговые и займовые поступления не покрывают государственных расходов, то используется денежно-кредитная эмиссия, ведущая к усилению инфляционных процессов в экономике.
Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов.
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов.
Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства — экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны.
Организационное построение системы государственных расходов базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:
- целевое направление средств;
- безвозвратность расходования государственных ресурсов;
- соблюдение режима экономии.
Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:
самофинансирования;
бюджетного финансирования;
кредитного обеспечения